понедельник, 15 ноября 2010 г.

Семинар "Философия науки", 10 ноября 2010 г.

10 ноября состоялось очередное заседание семинара «Философия науки». Лектором был приглашен кандидат психологических наук Медведев А.М., доцент кафедры психологии ВАГС.

Изначально тема была заявлена как "Современная психология: актуальные проблемы и новые концепции", и в самом начале лектор решил несколько скорректировать название и объявил, что хочет поговорить о современном состоянии гуманитарных наук.

Медведев рассказал о многих проблемах современной психологии, в частности, оказались актуальными для слушателей педагогические проблемы, проблемы, касающиеся воспитания  и  развития ребенка. Приведу пару сюжетов.

Медведев рассказал о поездке в учебное заведение, где учат детей с задержкой развития, и методы, применяемые там, скорее способствуют тому, чтобы ребенок так и остался «недо-». Там придумываются экстравагантные способы общения с детьми, например, один из них можно назвать: «Surprise!!!». Этот забавный со стороны метод заключается в следующем: поскольку дети постоянно испытывают дефицит внимания, единственным способом увлечь и заинтересовать их становится стимулирование внимания при помощи неожиданного восторженного восклицания: «Surprise!!!». Между ребенком и миром стоит взрослый с этим неадекватным внезапным «Surprise!!!», и это формирует определенное мировоззрение, не создавая нормальных для человека причинно-следственных связей. Также лектор высказал негодование насчет так называемого «щадящего режима» этой школы, когда учат детей «легкой» версии школьных предметов: «во что же должен превратиться закон Ньютона в щадящем режиме»? Никто из присутствующих не знал.

 Другой «детский» сюжет связан с детьми из богатых семей. Стерильная урбанистическая квартира, вокруг мертвый hi-tech, ни к чему не прикоснешься и ни с чем не поиграешь; ребенок выходит в подъезд в своей детском «скафандре» -  нажимается кнопка лифта — первый этаж: двери лифта открываются, ребенок выходит и садится в  автомобиль - трасса — туннель — снова трасса, кишащая потоками таких же машин — приехали: детский сад. А там - «то же горе». В детском саду воцарился режим свободного воспитания. В чем заключается свобода? - пока ребенок не выскажет волеизъявление, воспитатель ничего не станет делать, за исключением ситуации насилия: ребенок идет, стучит по стене авторучкой, ускоряется  и наваливается на других, все падают — здесь уже педагог бежит вмешиваться, их разнимать.

Все это,  как отметил Медведев, свидетельствует о неадаптивности нашей науки.

Лектору был задан вопрос: как студентам относится к преподавателю, а преподавателю к студентам. Часто преподаватель называет своих студентов «детьми»: ему приятно удерживать их в инфантильном состоянии. В то же время они свою руководительницу-доцента часто называют мамой — так возникает «миф на двоих». Сам Медведев против восприятия студентов детьми.

Лекция оказалась довольно интересной, для себя я узнала много нового. Осознала как мало знаю о состоянии современных наук, которые не так уж и далеки от моей специальности — философии, и надеюсь, что в дальнейшем состоятся лекции подобного типа, благодаря которым мы прочувствуем проблемное поле близких философии дисциплин.

А. Торопова

Комментариев нет:

Отправить комментарий