вторник, 7 декабря 2010 г.

Литературная гостиная, 1.12.10

Текстом, вокруг которого выстроилось обсуждение в рамках очередной встречи литературного клуба, стала книга классика мировой литературы Томаса Манна "Доктор Фаустус". Наши ведущие, Д.Р. Яворский и Е.В. Карчагин, предложили вниманию собравшихся интерпретацию  - говорили о "проклятой культуре" как ключевой проблеме романа.

Т. Манн высвечивает здесь архетипику немецкой (возможно шире, европейской) культуры. В романе выделяются несколько планов повествования, позволяющих проводить параллели между судьбой героя и страны: с начала ХХ века до 1945 года. Одну из мыслей автора можно поэтому интерпретировать так: герой (сам персонаж Манна или же Германия) может состояться только заключив союз со злом, накликав на себя проклятие. Леверкюн, как и знаменитый Фауст, получает гениальность в обмен на одиночество. 

Здесь выявляется еще один план романа - проблема творчества. Существо, явившееся Леверкюну (похожее на дьявола), можно видеть как олицетворение абсолютного Другого, но такого, который входит с Я в соприкосновение. В этом взаимодействии рождается творчество героя романа. Вместе с тем, он оказывается предельно одинок - все его близкие умирают. Жизнь духа героя оказывается заключенной в собственных пределах, согласно договору. Теперь он обретает свободу творить, но это творчество без выхода к истинному Другому, лишь отталкивание от него, поэтому это проклятое творчество, замкнутое в себе.

Так кончается культура и начинается техника - строительство идеологии. Невозможность принять Другого как того, кто не ограничивает, но освобождает, приводит, в конце концов, к краху.

Комментариев нет:

Отправить комментарий