воскресенье, 7 ноября 2010 г.

Семинар "Философия искусства" (Литературная гостиная), 13 октября 2010 г.

Роман О. де Бальзака "Блеск и нищета куртизанок" представила к.ф.н., доцент кафедры философии ВолГУ Л.В. Белянская. Тема доклада: «Куртизанки в маскараде, люди в мире капитала»

Удивляет то, что современные читатели Бальзака не видят в нём великого реалиста или романтика, тем более не видят в нём обличителя капиталистических отношений буржуазного общества XIX в., а видят обычного, может быть даже салонного писателя, который рассказывает о балах, этикете и интрижках внутри светского общества. Видимо стоило такое ожидать в силу внутренних запросов современного общества, умы которых заняты гламуром жёлтой прессы. Возможно наше прочтение тоже изобилует субъективностью, но всё таки наша пристрастность связана с интенцией на эпоху, когда литература учиться описывать быт и нравы не столько для того, чтобы раскрыть весь блеск былой поры, сколько не давая собственных суждений, дать читателю возможность самому сделать выводы по поводу описываемых событий, вещей, мужчин и женщин. Поэтому нас, под руководством Ларисы Владимировны Белянской, интересовала литература и время в котором творил Бальзак, хотя те кто читал роман «Блеск и нищета куртизанок» не могли не очароваться и тем глянцем светской жизни, которую так великолепно описал великий художник.

Важно было говорить не об ужасах «загнивающего капитализма» с излишним натурализмом, а о выразительных средствах, образах и символах и даже кодах, использовавшихся Бальзаком, которые можно расшифровать через марксистскую установку или провести параллели с основными категориями и мотивами книги «Экономическо-философских рукописей 1844 г.» К. Маркса написанными в одно время. По поводу пересечения литературы и политики есть известная статья Н. Лившица «Художественный мир Бальзака».

Среди проблем встречающихся у К. Маркса это отчуждение, а также отчуждение человека от самого себя. Основная тема «рукописей 1844 г.» это вопрос о том, как сделать, чтобы человек не был отчуждён от своей собственной сущности, т. е человек в качестве трудящегося становиться товаром и перестаёт воспринимать себя творческой и свободной личностью.

В художественной форме, но уже без философских категорий, и конечно же без марксистской терминологии, мы находим это и у О. Бальзака. У великого реалиста это выражено в символике маскарада и театра. В его произведениях очень многое посвящено театру и основные сюжеты связаны с масками, переодеваниями, переменами имени и прочими прятками в которые играют люди. (Здесь не возможно не вспомнить М. Бахтина и хочется провести параллели через его концепцию).

О. Бальзак обличает двуличность и трагизм власть имущих, связавших свои жизни и человеческое достоинство не только с капиталом, но и с развращённостью царившие в светском обществе. Он великолепно показал людей попадающих в отчуждённое общество, которое способно сломить и покалечить даже самые великие их стремления, заставляя подчиняться одинаковым капризам и мотивам. Роман Бальзака достаточно актуальное явление и для XXI века особенно в условиях тотальности потребительской цивилизации и о том «восстании масс» о которых часто говорят вопиющие в пустыне.

А. Ахмедов

Комментариев нет:

Отправить комментарий